В последние годы нам очень часто приходится сталкиваться с выражением «сертифицированный», и для большинства россиян это слово ассоциируется с качеством. На самом деле между понятиями качественный и сертифицированный есть существенная разница. Давайте разберемся, что подразумевается под этим термином?

Общее понятие о сертификации

Что такое сертификация

Сертификация – это процедура, призванная подтвердить соответствие того или иного объекта заявленным производителем характеристикам, условиям договорных соглашений, а также существующим стандартам, нормативам и правилам. Это могут быть:

  • санитарно-гигиенические нормы;
  • правила пожарной безопасности;
  • экологические стандарты серии ISO;
  • требования по охране труда;
  • строительные нормативы и пр.

Для подтверждения своих характеристик, объект проходит соответствующие испытания и тестирования. Ход исследования тщательно протоколируется и подписывается уполномоченными лицами, входящими в экспертную комиссию. Если испытание прошло удачно, объекту присваивается сертификат, на который производитель может ссылаться на него в инструкции, аннотации, технико-технологической документации.

Очень часто сертификацию путают с лицензированием, но это две абсолютно разных процедуры. Сертификация подтверждает безопасность, качество и соответствие продукции определенным требованиям, а лицензирование дает право на осуществление той или иной деятельности, но не определяет, насколько правильно она ведется.

Основные цели сертификации

Кроме подтверждения определенных характеристик объекта и его соответствия тем или иным критериям, целью проведения процедуры является:

  • оказание помощи потребителям в выборе качественных услуг и товаров;
  • защита потребителей от приобретения фальсифицированной продукции;
  • запрет вывода на рынок недоброкачественных услуг и товаров;
  • осуществление контроля безопасности товара или услуги для здоровья и жизни людей, для реализации их имущественных прав, для окружающей среды;
  • формирование оптимальных условий для участников российского рынка;
  • подготовка к выводу российских предпринимателей на международный рынок с продукцией, не уступающей европейским товарам и услугам.

Эти цели объясняют, чем вызван пристальный интерес государства к сертификации, к степени объективности этой процедуры и к совершенствованию законодательной базы, на основе которой она осуществляется.

Объекты сертификации

Сертификация осуществляется на принципах:

  • объективности итоговой оценки;
  • открытости проведения испытаний;
  • добровольности, если речь идет об объектах, не включенных в перечень обязательной сертификации;
  • конфиденциальности.

Еще одним важным принципом является специализация процедуры в зависимости от исследуемого объекта. Дело в том, что ведь документ о соответствии должны не только материальные товары – продукты питания, одежда, техника и пр., но и нематериальные объекты – услуги, выполненная работа, какие-то отдельные процессы. В России существуют специализированные органы, ориентированные на:

  • сертификацию продукции;
  • сертификацию услуг и работ;
  • сертификацию систем менеджмент.

Сертификация продукции

Сертификация продукции – это процедура, задача которой заключается в подтверждении фактических свойств испытуемого продукта, произведенного в России, отечественным и международным стандартам качества и безопасности.

Чтобы исключить возможность ошибки, предприятия, выпускающие такую продукцию, проходят аттестацию, а центры, в которых осуществляется сертификация, регулярно обновляют свою аккредитацию.

После тестирований, если они были успешными, продукция получает право использовать знак соответствия отечественным и международным требованиям, а также сертификат. Этот документ удостоверяет тот факт, что продукт обладает улучшенными качествами и может конкурировать с аналогичными продуктами на международном уровне.

Сертификация работ и услуг

Сертификация услуг

Данная разновидность сертификации призвана подтвердить соответствие результатов выполненной работы или оказанной услуги нормативам, закрепленным на законодательном уровне. Если исследования прошли успешно, готовится документальное подтверждение факта соответствия – сертификат. Он свидетельствует не только о том, что услуга или работа отвечают нормативным требованиям, но и доказывает квалификацию и честность компании, предоставляющей потребителю данную услугу, повышая показатели ее конкурентоспособности на рынке.

Для того, чтобы оформить заявку в сертификационную комиссию потребуется подготовить пакет документов и подать их в соответствующий орган, подготовившись к тому, что во время проверки услуги, сама компания также пройдет процедуру аудита. Это необходимо для того, чтобы оценить производство и его способность осуществлять работы и услуги на уровне, отвечающем международным требованиям.

Сертификат выдается на 3 года и на протяжении этого периода предприятие регулярно проверяется, чтобы контролировать стабильность качества выполняемых работ и услуг.

Сертификация систем менеджмента

Эта форма сертификации была разработана в 1987г., после утверждения международных стандартов качества под названием ISO 9000. Они удостоверяют качество систем менеджмента, как совокупности тесно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой компонентов. Эти элементы предназначены для постановки стратегических целей и оперативных задач компании, а также для координации процессов, внедряющихся для достижения поставленных целей. Эти компоненты определяют иерархическую структуру компании, должностные обязанности каждого подразделения, устав и правила внутреннего распорядка, ее стратегические и оперативные задачи, процессы планирования и пути, необходимые для достижения каждой цели. Системы менеджмента могут касаться компании в целом, отдельных ее функций или составляющих частей.

Сегодня уже более 1,3 млн. компаний используют независимую сертификацию системы менеджмента, чтобы подтвердить соответствие системы менеджмента компании требованиям ИСО.

Эти стандарты легли в основу нормативов системы, которая учитывает качество менеджмента по отраслевой специфике, но во всех случаях, чтобы признать соответствие системы менеджмента компании международным стандартам, нужно пройти процедуру сертификации этой системы.

Успешное прохождение всех этапов сертификации является основой для выдачи сертификата. А прийти к решению получить такой сертификат компанию вынуждают:

  • требования, разработанные на уровне государства;
  • требования постоянных клиентов;
  • необходимость осваивать новые международные рынки, включая те, на которых могут работать только организации с сертификатом;
  • необходимость участвовать в выгодных тендерах;
  • желание получить кредитные и страховые преимущества;
  • повышение репутации и стоимости организации в случае ее аукционной или личной продажи.

Обязательная и добровольная сертификация

ФЗ «О техническом регулировании» определяет две формы сертификации:

  • добровольную;
  • обязательную.

Добровольная форма прохождения сертификации инициируется предпринимателем и проводится в рамках договора, заключенного между сертификационным органом и бизнесменом за его счет. Она нужна для того, чтобы успешно продвигать услугу или товар на рынке, поскольку слово «сертифицированный» многократно повышает степень доверия к продукту и делает его конкурентоспособным среди товаров данной группы.

Обязательная сертификация проводится в рамках законодательства России, и, согласно утвержденным правилам, ее должны проходить определенные категории продукции. Они перечислены в специальном Перечне, утвержденном Государственной думой РФ. Основными категориями Перечня являются:

  • продовольственные продукты;
  • косметика и парфюмерия;
  • медицинские товары;
  • детские товары;
  • одежда – от белья до зимних курток и шапок;
  • стройматериалы;
  • товары для занятий спортом;
  • транспортные средства;
  • предметы интерьера;
  • бытовая химия;
  • бытовая техника;
  • электроника;
  • услуги, связанные с каким-либо ремонтом;
  • услуги транспорта;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • экскурсионно-туристические услуги и пр.

Результатом добровольной и обязательной сертификации является сертификат соответствия, который подтверждает, что данный продукт изготовлен в рамках законодательных норм, отличается качеством и безопасен для здоровья и жизни потребителей.

Системы сертификации

Под системой сертификации подразумевают процедуры, порядок их проведения и участников, без которых невозможно функционирование данной отрасли, осуществление тестирования и объективная оценка полученных результатов.

Каждая система регистрируется в Государственном реестре, который курируется одним из подразделений Росстандарта. Если система не прошла регистрацию и не входит в этот реестр, все ее решения не имеют никакой юридической силы.

Высшим органом систем сертификации является Росстандарт, которому напрямую подчинен центральный орган каждой из существующих систем. Центральный орган самостоятельно решает, как система будет вести сертификационную деятельность, какие схемы будут применяться в ее работе, какие нормативные документы следует предъявлять для прохождения той или иной процедуры аккредитации. Ну, а центральному органу, непосредственно, подчиняется сертификационный центр, который будет осуществлять лабораторные и технические исследования.

На сегодняшний день в России действует свыше 100 сертификационных систем, из которых только 20 являются обязательными. Каждая система работает в рамках определенной специфики и имеет ряд характерных только ей свойств, но у них всех есть и общие свойства, поскольку они подчиняются единому законодательству.

Сертификационные органы

Органы, осуществляющие сертификацию товаров, услуг и систем представляют собой независимые аккредитованные организации, осуществлять все этапы сертификации – от принятия документов до выдачи сертификатов.

Высшей инстанцией является Росстандарт или, как его еще называют, Госстандарт, координирующий деятельность всех органов, работающих в данной сфере и устанавливающий требования к прохождению процедуры и самим экспертам.

Органы сертификации подразделяются на государственные и частные, а стоимость проверки и выдачи сертификатов варьируется в зависимости от региона, продукции и сложности тестирования.

С точки зрения законодательной базы, все вопросы, связанные с выдачей сертификатов, рассмотрены в Порядке проведения сертификации в РФ от 1994 года и ФЗ «О техническом регулировании».

Выводы

Подытоживая, отметим, что сертификация является процедурой, призванной подтвердить качество, безопасность и соответствие товара, работы, услуги или системы установленным российским и международным нормам. Сертифицированная продукция имеет большую конкурентоспособность, чем та, которая не прошла эту процедуру, поэтому, если товар или услуга, вызвали у покупателя какие-то сомнения, он может на законных основаниях требовать у продавца ее сертификат. Эта норма закона позволяет оградить потребителей от некачественной и вредной продукции и, в то же время, заставляет ее производителей учитывать интересы своих клиентов, а не только личные интересы.


Оставить Онлайн заявку. Дадим обратный ответ в течение 10 минут!

Пожалуйста, заполните заявку, чтобы мы могли с вами связаться. Чем подробнее вы опишите свои пожелания по желаемой результат, тем плодотворнее начнётся наше сотрудничество. Мы обязательно с вами свяжемся.

Мы ставим Ваши интересы на первое место, нам дорог каждый клиент, обратившийся в нашу компанию, мы хотим, чтобы Вы выиграли с нами.